Мобильное приложение «Народный инспектор» было запущено в 2014 году. Пользователь, который зафиксировал нарушение, отправляет сообщение, которое поступает в центр информационных технологий, где специалисты распределяют уведомления по районным инспекциям. После этого сотрудники ГИБДД принимают решение о рассмотрении или отклонении сообщения. При этом учитывается наличие состава нарушения, качество фото или видеозаписи. Затем следует постановление об административном нарушении.
Как сообщает пресс-служба министерства информатизации и связи, за 2 года работы приложения было подано более 49 000 заявок, из них более 7 000 отклонено в контакт-центре, а остальные переданы в работу в ГИБДД.
Самые распространенные нарушения – «парковка на тротуаре». На эту тему пришло 24 000 сообщений, по 20 000 из которых уже вынесены постановления. Второе место в антирейтинге занимает жалоба «парковка на зеленой зоне» и «непредоставление преимущества пешеходам». Общая статистика вынесенных штрафов благодаря «Народному инспектору» такова:
«Это приложение может быть, и создано для всех, но удобно оно только для пешеходов, – делится мнением Дмитрий Золотов, председатель Федерации автовладельцев России. – Многие из моих знакомых оплачивают штрафы, потому что не хотят тратить время на обжалование из-за 1500 рублей. Но я думаю, что водителям в принципе особой проблемы штрафы «из приложения» не представляют: большинство из них легко обжаловать».
И действительно, чтобы сообщение о нарушении заработало, нужно хорошо постараться. Как рассказывают в ГИБДД, множество уведомлений отклоняются из-за неясной картины нарушения или плохого качества фото/видео. К примеру, факт незаконной парковки не утвержден, потому что на фото изображен только автомобиль, а действительно ли неправильно он припаркован – неизвестно. Или еще вот такой случай: зимой пешеходов не пропускают на переходе, на котором стертая, почти невидимая разметка. В этом случае сделать фото нужно так, чтобы помимо разметки был виден знак пешеходного перехода.
Издание Sntat поинтересовалось у автовладельцев, приходят ли им штрафы от «Инспектора» и как они с ними поступают.
Алесе Насаковской пришлось заплатить штраф за парковку у подъезда:
«Я заплатила 1000 рублей и считаю, что государство просто пополняет себе карманы таким образом. А лучше бы строили парковки для людей».
Азату Халилову штраф пришел за парковку на тротуаре:
«Свой штраф я легко обжаловал в районном суде. В кодексе об административных нарушениях говорится, что нарушение должно быть зафиксировано специальным средством с фото и видеосъемкой, работающими в автоматическом режиме. В «Народном инспекторе» такого режима нет. Наши судьи правильно трактуют закон, поэтому мой штраф был обжалован и вопросов никаких не возникло».
Фанис Бахтиев сам пользовался программой, но она показалась ему не совсем удобной:
«Я уже был готов ловить правонарушителей, но скорость определения местоположения постоянно подводила. А потом я оказался по другую сторону – мой автомобиль был заснят. Штраф пришел, но я его обжаловал в суде».
Александр Савосин свой штраф уплатил, и впечатление у него от программы соответственное:
«Если бы наши службы разграничивали зеленые зоны, ограждали их, обозначали парковочные места и тротуары, делать качественную разметку и т.д., то и нарушений было бы меньше. А с этим приложением только больше озлобленных людей появляется».
Отметим, что в марте приложение «Помощник Москвы», благодаря которому жители столицы могут сообщать о несоблюдении правил парковки, научилось фиксировать нарушения знаков «Стоянка и остановка запрещена». В ближайшее время, как обещают разработчики, приложение сможет узнавать и стоянку на пешеходных переходах и тротуарах, особенно раздражающую пешеходов, – эти функции пользователи просят добавить очень давно.
]]>